Документация
- Рабочая программа дисциплины История и философия науки
- Карта компетенций
- Методические указания для самостоятельной работы аспирантов
- Методические указания по написанию реферата
Оценочные средства
АННОТАЦИЯ
рабочей программы учебной дисциплины
«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
По направлениям обучения:
04.06.01 – Химические науки, 06.06.01 – Биологические науки, 18.06.01 – Химическая технология, 19.06.01 – Промышленная экология, биотехнология, 30.06.01 – Фундаментальная медицина, 33.06.01 – Фармация
Дисциплина относится к циклу обязательных дисциплин ФГТ, изучается аспирантами на 1 году обучения.
- Общая трудоемкость учебной дисциплины (час): 108
- Аудиторная трудоемкость учебной дисциплины: (час): 36
- Самостоятельная работа (включая подготовку к экзамену) (час): 36
- Промежуточная аттестация: экзамен (36 час.)
Цель дисциплины: Изучение дисциплины направлено на ознакомление аспирантов с историческими и методологическими проблемами науки и техники как социокультурных феноменов, а так же дисциплин медико-фармацевтического и биотехнологического профилей. Курс развивает умение ориентироваться в мировоззренческих вопросах науки и техники, содействует более глубокому пониманию проблем современного научно- технического процесса.
Краткое содержание учебной дисциплины:
Взаимосвязь философии и науки. Возникновение и развитие научного познания. Основные стадии его исторической эволюции. Понятие науки и структура научного знания. Методы научного познания. Основания науки. Научные традиции и научные революции. Особенности современного этапа развития науки. Наука как социальный институт. Этика науки. Исторические и философские проблемы техники. Биологическое познание. История биологии. Современные концепции биологии. Проблема системной организации в биологии. Сущность живого и проблема его происхождения. История химии. Концептуальные системы химии и их эволюция. Философия химии. Предмет познания химической науки. Возникновение и развитие фармацевтического познания. Фармация как научное познание. Философские проблемы фармации. Философия медицины и медицина как наука. История медицины и медико-философских воззрений. Основные проблемы философии медицины. Феномен биосоциальности в медицине. Биоэтика и медицинская этика (деонтология). Предмет экофилософии. Социальная экология.
Формы самостоятельной работы: проработка тем лекций и написание реферата.
1 | Предмет философии науки | Скачать |
2 | Понятие науки. Структура научного знания | Скачать |
3 | Методология научного познания | Скачать |
4 | Научные традиции и научные революции | Скачать |
5 | Наука как социальный институт (Завершинская Н.А.) | Скачать |
6 | Исторические и философские проблемы техники (Завершинская Н.А.) | Скачать |
7 | Биологическое познание. История биологии | Скачать |
8 | Современные концепции биологии (часть 1) | Скачать |
Современные концепции биологии (часть 2) | Скачать | |
Развитие позитивизма (СХЕМА) | Открыть PDF | |
9 | История химии | Открыть PDF |
10 | Философия химии | Скачать |
11 | Взникновение и развитие фармацевтического познания | Скачать |
12 | Философские проблемы медико фармацевтического знания | Скачать |
13 | Философия медицины и медицина как наука. История медицины и медико-философских воззрений | Скачать |
14 | Социальная экология | Скачать |
Методические пособия для аспирантов по истории и философии науки
Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания
- http://filnauk. ru/otvety-na-voprosy-po-istorii-i-filosofii-nauki. html – Ответы на вопросы по истории и философии науки.
- http://lects. ru/istandphil/ – Лекционные материалы для подготовки к экзаменам.
- http://www. kniga. com/books/preview_txt. asp?sku=ebooks319494 – История и философия науки (электронное учебное пособие)
- http://englisch-infoblog. ru/nauchnaya-literatura/istoriya-i-filosofiya-nauki – библиотека электронных учебников
- http://philosophy. spbu. ru/userfiles/science/projects/rationality/Nauka%20dlya%20geografov10. pdf
- Шумный В. К. Проблемы биологии в 21 веке. // www. filosophy. library. ru.
Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»
По направлениям обучения в аспирантуре:
04. 06. 01 – Химические науки, 06. 06. 01 – Биологические науки, 18. 06. 01 – Химическая технология, 19. 06. 01 – Промышленная экология, биотехнология, 30. 06. 01 – Фундаментальная медицина, 33. 06. 01 – Фармация
Квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь
Форма обучения очная
- Философия и протонаука эпохи античности.
- Философия и протонаука в Средние века.
- Философия и наука Нового времени.
- Философские основания науки.
- Взаимосвязь философии и науки, их предметные области. Особенности философского и научного познания.
- Понятие науки. Специфика науки как сферы деятельности. Классификация наук.
- Структура научного знания.
- Природа науки и критерии научности знания.
- Проблема дифференциации и интеграции научного знания.
- Эмпирический и теоретический уровни научного познания: критерии отличия.
- Идеалы и нормы классической, неклассической и постнеклассической науки.
- Особенности научного познания. Методы научного познания.
- Этика науки. Новые этические проблемы науки в конце XX-начале XXI века.
- Механизмы и факторы научного развития: основные подходы.
- Наука как социальный институт. Научные сообщества: исторические типы и современные формы самоорганизации.
- Сциентизм и антисциентизм.
- Формирование философии науки и ее историческое развитие.
- Позитивистская традиция в истории и философии науки: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- Проблема традиций и новаторства в постпозитивизме.
- Теория «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда.
- Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
- Концепция «личностного знания» М. Полани.
- Концепция «критического рационализма» К. Поппера.
- Теория «нормальной науки» Т. Куна.
- Глобальные научные революции и их характеристика. «Структура научных революций» Т. Куна.
- Постнеклассический этап развития науки и техники и новые формы инженерной деятельности.
- Философия техники как область современной философии.
- Основные направления в философии техники XIX-XXI веков.
- Основные этапы развития техники.
- Понятие техники. Роль техники в современном мире.
- Современные тенденции и противоречия развития техногенной цивилизации.
- Основные этапы исторического развития химии.
- Концептуальные системы химии и их эволюция.
- Биология, ее предмет и основные этапы развития.
- Основные направления развития биологии XX-XXI веков.
- Теория эволюции.
- Теория антропосоциогенеза.
- Концепция «общества знания» и ноосферные идеи. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
- Основные концепции происхождения жизни. Природа и сущность живого.
- История медицины: предмет и задачи. Эволюция медико-философских воззрений в истории человечества.
- Основные проблемы философии медицины.
- Медицина и философия. Особенности взаимодействия философии и медицины на современном этапе.
- Социальная медицина и проблемы медицины здоровья.
- Предмет и структура биоэтики, ее модели, принципы и правила. Проблемы фармацевтической биоэтики.
- Основные предпосылки формирования биоэтики и ее исторические модели.
- Основные этапы развития фармацевтического знания.
- Фармация как научное познание. Предмет и методы фармации. Основные функции фармации. Структура и система фармацевтического познания.
- Экофилософия. Философские проблемы формирования экологической культуры.
- Социальная экология, ее предмет и задачи.
- Основные экологические проблемы конца ХХ – начала ХХ1 века.