Документация
- Рабочая программа дисциплины "Психология человека"
- Карта компетенций
- Методические указания для самостоятельной работы аспирантов
Оценочные средства
АННОТАЦИЯ
рабочей программы специальной дисциплины
«ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
По направлениям обучения:
04.06.01 – Химические науки, 06.06.01 – Биологические науки, 18.06.01 – Химическая технология, 19.06.01 – Промышленная экология, биотехнология, 30.06.01 – Фундаментальная медицина, 33.06.01 – Фармация
Дисциплина относится к циклу вариативных дисциплин ФГТ, изучается аспирантами на 2 году обучения.
- Общая трудоемкость учебной дисциплины (час): 72
- Аудиторная трудоемкость учебной дисциплины: (час): 20
- Самостоятельная работа (включая подготовку к экзамену) (час): 52
- Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
Цель дисциплины: дать представление о предмете и методах психологии, о психике, поведении, деятельности и развитии человека, познакомить с современными представлениями психологической науки о человеке, его личностном и профессиональном росте, межличностном общении. Научить аспирантов применять в работе знания психологии, психической и эмоциональной саморегуляции, а также ознакомить с современными психологическими технологиями.
Краткое содержание учебной дисциплины: Общая характеристика психологической науки. Основные функции психики. Психология деятельности. Психические процессы. Понятие о мышлении. Психология личности. Межличностные отношения.
Формы самостоятельной работы: самостоятельная проработка тем лекций, написание реферата по одной из тем.
Примерные вопросы к зачёту по дисциплине «Психология человека»
По направлениям обучения в аспирантуре:
04.06.01 – Химические науки, 06.06.01 – Биологические науки, 18.06.01 – Химическая технология, 19.06.01 – Промышленная экология, биотехнология, 30.06.01 – Фундаментальная медицина, 33.06.01 – Фармация
Квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь
Форма обучения: очная
- Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Современные представления о предмете психологии.
- Методы психологических исследований.
- Донаучный этап формирования психологического знания.
- Развитие психологических идей в античной философии и в Средневековой философии.
- Развитие психологических идей в Европейской философии Нового времени.
- Формирование психологической науки.
- Положение психологии в системе наук. Категориальный аппарат современной психологии.
- Особенности понимания предмета психологии в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Учение З. Фрейда об уровнях психике и структуре человеческой личности.
- Гештальт-терапия Ф. Перлза: основные теоретические положения. Уровни развития невроза.
- Психика и мозг. Учение И. П. Павлова о рефлексах и второй сигнальной системе.
- Понятие отражения и психики. Основные свойства психического отражения.
- Классификация психических явлений и процессов.
- Соотношение понятий «психика» и «сознание». Функции и эмпирические характеристика сознания. Структурный анализ сознания.
- Понятие личности. Факторы социализации, формирования и развития личности.
- Психология детства: Личностные кризисы раннего возраста.
- Направленность личности. Потребностно - мотивационная сфера человека.
- Общее представление о Я-концепции. Структура и свойства Я-концепции.
- Неосознаваемые явления в психике, их классификация и динамические связи с осознаваемым.
- Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности. Механизмы регуляции действий.
- Общее представление об ощущении. Классификация ощущений. Эмпирические характеристики и психофизика ощущений.
- Общее представление о восприятии. Основные свойства перцептивных образов. Восприятие пространства и движения.
- Общее представление о памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Виды и процессы памяти.
- Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания. Теории внимания. Экспериментальные исследования внимания.
- Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления. Виды мышления. Эмпирические характеристики мышления как познавательного процесса.
- Общее представление о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творческое мышление.
- Общее представление о речи. Язык и речь. Виды и функции речи.
- Понятие «воля» в психологии. Волевые процессы и их изучение. Воля как высший уровень психической регуляции.
- Основные направления развития представлений об эмоциях. Функции и виды эмоциональных процессов. Эмпирические характеристики эмоций.
- Потребности и мотивация. Теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Эмпирические исследования мотивации.
- Понятие личности в психологии. Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии.
- Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.
- Общее представление о темпераменте. Теории темперамента. Методы исследования темперамента.
- Общее представление о способностях. Структура, виды и признаки способностей. Задатки и способности. Понятие об одаренности.
- Характер и акцентуации характера человека.
- Психология профессионального и межличностного общения.
- Профессиональная адаптация специалиста.
- Стресс и методы психической саморегуляции.